Искусство Танка (Тханка)

Будда Медицины. Н.Будко. 2008

Что такое танка

Так что же такое Танка (Тханка)?
Посмотрим, что говорит об этом виде искусства Википедия:

Танка, тхангка, кутханг (тиб. — ཐང་ཀ་ — свиток) — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.

Не много, если учесть, что Тханка (тиб.: рейдри) это не просто изображение на ткани это — предмет буддийского изобразительного искусства, тибетская сакральная живопись и её можно назвать произведением высшего искусства.

Об этом виде искусства можно прочитать в книге Тибетская танка-живопись в стиле гадри (на основе лекций, прочитанных Марианной ван дер Хорст на летних ретритах 1993–2003 гг).

Танка – произведение изобразительного искусства, буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски танка называется рейдри (рей – хлопок, дри – процесс рисования). Традиционных танка выполнялась на загрунтованном холсте, но существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые и другие.

Иконография

«Танка – ламаистская икона в форме свитка с изображением на загрунтованном холсте одного или нескольких божеств»
– такое определение танки дается в словаре по традиционному искусству Востока.

Разновидности танок:

1) в зависимости от материала – живописные танки на холсте, самый обычный размер для «формы, вписанной в треугольник» 50×70 см; миниатюрные танки (цакли) размером 15×20 см; танки-мандалы на ткани, из песка; аппликации из шелка; танки вышитые и тканые из шелковых нитей; отпечатанные с деревянных форм на материал; настенные росписи в храмах и дворцах (дебри)
2) в зависимости от субъекта (Будда, учитель, идам и др.)
3) житие Будды (джатаки)
4) книжная графика (була)
5) светские и полурелигиозные сюжеты (исторические события и деятели, астрологические изображения, иллюстрации к сказкам, историям и др.)
6) настольная религиозная игра (карточки с изображениями существ всех миров, с сопровождающей книгой)
7) счастливые символы (восемь символов счастья, восемь благословенных символов, драгоценности чакравартина, семь драгоценностей, шесть знаков долгой жизни и др.)
Каждое изображение Будды или другого божества, их цвет и атрибуты, каждая деталь на танке – всё это имеет большой символический смысл. Очень важно понимать значение этих символов, легко распознавать их на изображениях.

Танка создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений; использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Также тханки использовались при путешествии монахов в длительных походах, ведь свиток тханка легко сворачивался и транспортировался с одного монастыря в другой.

История зарождения

Существует несколько взглядов на то, откуда берет свое начало искусство танка (тханка). Одни считают, якобы оно зародилось в Древней Индии, имея там название «пата». Другие относят его к так называемой «прабхе» – изобразительному творчеству родом из Непала времен расцвета линии Пала – 7-10 столетия нашей эры.
Так или иначе, оба мнения сходятся в одном: танка зародился благодаря практике монахов, во время которой они наносили священные изображения на подол своей одежды.

Особое значение традиция живописи танка имела в районе Тибета. Здесь было невероятное сосредоточение искусных танкописцев, каждый из которых имел свой стиль, обучал желающих азам художества.
Но с наступлением событий, потрясших тибетцев в 1959 году, когда Китай ввел свои войска, многие тибетские монахи вынуждены были отправиться в изгнание  и танкописцы в том числе. Сегодня художники-буддисты в изгнании обитают в основном в северной части Индии, в Дхарамсале.

Какое значение имеет в буддизме

Танка (тханка) – очень символична. На них обычно изображается Будда Шакьямуни , великие учителя, лики разных будд (например Будды Медицины), бодхисаттв (часто можно увидеть Белую или Зеленую Тару – бодхисаттву в женском обличии), наставников, духов – пантеон разнообразен, строго иерархичен. Изображения на холсте подчиняются особым правилам, нормам живописи, законам учения, подчиняются строгому канону пропорций. Так, например, каждое божество имеет определенный внешний вид, позу, жесты, мимику. Изображения божеств Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.
Иногда мотивом для создания изображения становятся писания из сферы астрологии или медицины, фигуры, символизирующие счастье, благополучие, а реже – просто фрагменты из жизни обычных людей.
Танка – предмет для созерцания, медитативных практик. Его используют во время проведения особых буддистских обрядов, торжеств, церемоний, праздников.

Для тибетских буддистов через созерцание этих религиозных картин, которые обогащают своими изображениями как духовно, так и морально, открывается присутствие духа божества, сокращая расстояние между душой Бога и человеческой душой.

Считается, что Танка (Тханка) приносит благословение в семью и домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости, а также могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

Тнка, Тханка, Белая Тара

Белая Тара

Известны следующие типы танка:

Цогшин (тиб., букв. «собрание — поле») — изображение персонажей пантеона, чаще всего — линии преемственности какого-либо частного учения (Ламрима, Махамудры, пховы и т. д.) в виде кроны дерева. Центральной фигурой цогшина является «коренной учитель» практикующего, представленный в виде известного буддийского иерарха (Цонкапы, Падмасабхавы и др.) или будды (Шакьямуни, Ваджрадхары и др.)
Бхавачакра («Колесо бытия») с изображением шести миров буддийской Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира голодных духов, мира животных, ада;
Мандала — схематическое изображение обителей различных будд и идамов, комплексов подношений и др.
Изображения персонажей определённых тантрических циклов.

Техники выполнения

Недаром танка называют искусством: чтобы им овладеть, живописцам нужно долго учиться, изучать иконометрию, основы живописи. Знания эти до последнего времени не публиковались и передавались лишь от учителя к ученику.
Помимо трактатов, где излагались предписания по иконографии и иконометрии, каждый художник обладал и собственными сведениями, почерпнутыми им из устной традиции.

Основа

Основа буддийской иконы — это ткань: хлопок, лен, парча, конопля, джут. Реже встречается танка на шелке. Сведения о танка на коже или пергаменте, видимо, восходят к утраченным средне — азиатским и афганским аналогам.
Обычно для основы танки использовали хлопковую ткань (холст) продольно-поперечного плетения шириной от 49 до 51 см. Если требовалось основание побольше, материал сшивали до нужных размеров.
Холст вырезался несколько больше требуемого размера и подрубался вокруг ячменными волокнами или ниткой. Затем он закреплялся в пяльцах прямоугольной формы, большего, чем холст, размера, с помощью шерстяного шнура, идущего зигзагами по периметру холста. Если холст в ходе работы провисал, шнурок натягивали сильнее, распределяя натяжение по всему холсту. Иногда ткань натягивали на доску.

Грунт

Тканевую основу с лицевой стороны покрывали грунтовкой – смесью мела, известки, сажи, красной и черной глины, клея из шкур животных.

Более дорогие иконы грунтовались с обеих сторон. Грунтовку тщательно полировали раковиной, зубом из оникса или зубами животных, при этом с особым усердием затирая швы на месте сшива двух квадратных лоскутов.
В качестве наполнителя для грунта использовали мел и гашеную известь. Также для грунта использовались смесь песка и каолина, а также другие материалы. В качестве связующего грунта применялся клей, приготовленный из шкур яка, овцы и быка. Тщательно вымытую и освобожденную от волос шкуру кипятят продолжительное время. В результате длительного кипячения кожа приобретает желатиновую консистенцию. Устраняются твердые остатки, а воду выпаривают на маленьком огне, пока не останется плотный гель, который режут на куски и сушат на веревке.
Для работы кусочек клея разогревают с водой. Следствием является эластичность танки, которую можно неоднократно сворачивать в свиток и разворачивать. В качестве связующего для грунта тибетской танки называют и гуммиарабик.

Зарисовка. Эскиз

После подготовки поверхности холста под живопись рисунок наносился от руки угольным карандашом или методом припороха: угольной пылью в смеси с охристой землей. Затем контуры намечались или прорисовывались красной или черной тушью. Другой известный метод нанесения рисунка — это метод печати. Зеркальное изображение вырезалось на деревянной доске, клише покрывали тушью и с него делали оттиск. Затем холст грунтовали обычными приемами и на просвет обводили рисунок тушью. Чуть позже появились специальные трафареты, которые ценились очень высоко. Бывали случаи, когда трафареты иконописи вручались как трофей доблестным воинам.

Раскрашивание

Готовый эскиз раскрашивали красками натурального происхождения. Для их изготовления использовался малахит, мрамор, гипс, охра, лазурит, сажа, индиго, сандал и много других растений вместе с минералами. Большую стойкость краске придавал известный уже нам клей из шкур животных в смеси с желчью.
При изготовлении более дорогих экземпляров применяли серебро, золото.
Первым слоем на поверхность наносились ровные цвета, затем — детали картины, оконтуривание и позолота с последующей полировкой отдельных участков. В последнюю очередь писали глаза, что соответствовало определенной церемонии «открывания глаз».

Для основных ровных цветов обычно использовали краски с минеральными пигментами, а для оттенивания — органические красители.

Известно использование следующих минеральных пигментов: белый цвет дают мел, известняк, свинцовые белила, мрамор, гипс, жженая кость; желтый цвет — аурипигмент, реальгар, желтая охра; оранжевый цвет — свинцовый сурик, желтая охра (жженая умбра), охра, смесь с киноварью; красный цвет — киноварь (природный минерал), красная охра, свинцовый сурик — «красный свинец»; синий цвет — лазурит, ляпис-лазурь; зеленый цвет — малахит, изумрудная зелень; золотой цвет — золото, латунная пудра; серебряный цвет — серебро; черный — сажа (ламповая копоть), жженая кость. Органические красители получали: для желтого цвета из лепестков цветка желтой утпалы, из белых цветов дикой гималайской розы, из корневища растения чола, из внутреннего слоя дерева грецкий орех; для синего цвета использовали индиго; для красного и розового — гуммилак, марену красную, красное сандаловое дерево.

Обшивание

Окончательный вид танки зависел от того, как обшить его. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось вокруг парчой.
«Классическая» тханка состоит из листа, на котором нарисовано или вышито изображение, тканевой основы и следующих элементов: шелковой накидки, кожаных уголков, двух деревянных цилиндров наверху и внизу, с металлической или деревянной ручкой на конце нижнего цилиндра.

В завершение почетный лама освящал полотно во время специального религиозного обряда, после чего его можно было использовать по назначению.

 

Если информация  была Вам полезна  напишите в комментарии и поделитесь статьей в социальных сетях.