Мазок  как одно из важнейших выразительных средств живописи

 

Живописные качества картины, помогающие наиболее полно раскрыть ее сюжет, определяют многие технические качества – это и качество грунта картины, его цвет, тон, разный материал кистей, а также важны форма  и размер кисти. Каждая новая форма и размер художественной кисти определяют выразительность мазка, его эмоционально-смысловое значение в живописной картине.

         Мазок это некий модуль, структурная единица написания картины. Форма  мазка  является одним из важных выразительных средств живописи.

Определенная форма художественной кисти создает определенный рисунок контуров каждого красочного мазка в отдельности и задает определенный узор мазков в картине в целом, что в итоге и усиливает создаваемое художником необходимое эмоциональное настроение в картине.

Линия, штрих, точка, мазок, являются  следами  соприкосновения кисти в с холстом это простейшие способы  живописной обработки поверхности картины. Можно сравнить  живописную красочную форму мазка с мелкими  элементами мозайки, детали которой имеют  одну  определенную форму. Они могут быть круглые, прямоугольные, треугольные  или неправильной формы, определяемые сюжетом картины, её настроением. Разные стили наложения мазков цвета дают возможность более полно раскрыть чувства художника.

Штриховой мазок выполняется красочными штрихами. Штриховкой называются линии, проведенные в определенном порядке: положенные в одном направлении, имеющие одинаковую длину и равные промежутки между собой, что создает в картине единое направление движения красочного слоя в отличие от беспорядочно нанесенных линий.

Красочные мазки в виде круглых пятен, исполненные, например, крупной беличьей, колонковой кистью круглой формы.

Красочные мазки в виде бесформенных, рваных пятен больших или малых размеров. Это наиболее часто встречающаяся форма мазка. Применяются разные стили наложения мазка в одной картине. Примером  могут служить работы К. А. Коровина, М. И. Сарьяна, Д. И. Налбадяна, В. К. Гаврилова, А. Е. Архипова и др. В этой манере письма эмоциональный всплеск особенно выразителен.

Красочные мазки в виде мелких точек. В этой живописной технике цветовые оттенки  достигаются не путем смешивания красок на палитре, а прокладываются рядом по соседству уже в картине, по принципу мозаики - множество точек-мазков чистого цвета. Мелкие точечные мазки похожи на мозаику, примером могут служить картины художников неоимпрессионизма Ж. Сера, М. Люс, П. Синьяк.

 

Жорж Сёра Сена близ Гранд-Жатта весной. 1888

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Врубель Демон сидящий. 1890.

 

 

 

 

 

 

 

Леонардо да Винчи Дама с горностаем. 1489—1490

 

 

 

 

Красочные мазки прямоугольной формы больших или малых размеров, исполняемых кистью-лопаточкой (например, картина М. А. Врубеля «Демон сидящий»)

Перистый мазок — легкий, воздушный мазок помогает создать вибрирующую неопределенность формы.Таким мазком писал французский художник-импрессионист П. Ренуар.

Существует  понятие гладкой живописи. Красочные мазки в гладкой живописи соединяются очень мягко, незаметно для глаз зрителя, они переходят, словно тают друг в друге, существуя без начала и конца. Ярким примером гладкой живописи, где форма  мазка не читается, являются картины Леонардо да Винчи, Б. Мурильо и др.

 

Если эта  информация  была полезна  для вас —  поделитесь ею  с друзьями и оставьте свой комментарий.