Основные понятия в живописи
Ассиметрия — форма построения произведения, передающая, прежде всего, энергию движения, порыв, взлет, вращение, устремленность в бесконечность; развитие такого движения предполагается и читается даже далеко за пределами формы данного произведения.
Вдохновение - в любых его формах представляет собой особое состояние человеческой психики, предполагающее повышенную творческую активность индивида.
Внимание — это основа внутренней техники актера, художника, музыканта — самое главное условие правильного внутреннего творческого состояния.
Творческое внимание — такое состояние, когда при помощи фантазии художник делает заданный ему объект необходимым для себя, интересным, так что ему в конце концов трудно от него оторваться.
Гризайль (англ. grisaille — ≪серое с белым≫) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии серого. В станковой живописи, техника гризайль служит основой для дальнейшей живописи цветными красками.
Воздушная дымка — это нижние слои атмосферы, находящиеся непосредственно у Земли.
Воображение — это творческий дар, рождающий особую восприимчивость, остроту видения мира и неиссякаемую фантазию, увлекающую в новые сюжеты, образы.
Гладкая живопись — это певучее, плавное исполнение. Красочные мазки в гладкой живописи соединяются очень мягко, незаметно для глаз зрителя, они переходят, вплавляются, словно тают друг в друге, существуя без начала и конца.
Динамичность — движение, отсутствие покоя. Это изображение не только физического действия, т. е. некоего физического перемещения в пространстве, но и изображение внутренней динамики образа, выразительной пантомимы, как у живых существ, так и у неодушевленных предметов.
Динамика — это совокупность явлений, связанных с темпо-ритмом, где передача движения достигается изображением особой пластики предметов, яркостью эмоционального всплеска красок — плавным или резким цветовым, тоновым, яркостным контрастом, характером мазка в живописном произведении.
Живописное единство картины — определенная согласованность всех элементов картины, а также освещения и воздушной среды в цветовых, тоновых, яркостных отношениях.
Контур — очертание, графическое изображение какого-либо предмета или цветового пятна.
Размытый контур в рисунке, т. е. в графическом изображении, выполняется тоновым пятном. Размытый контур показывает растаявшие, недосказанные очертания предмета, находящегося на втором и дальнем планах картины, показывает погруженность предмета в воздушную среду.
Размытый контур в живописных работах образуется в результате частичного смешивания, слияния границ соседствующих цветовых пятен, чтоведет к исчезновению контура формы предмета как таковой.
Мягкий контур в рисунке, т. е. графическом изображении, исполняется легкой, сплошной тонкой линией. Эта линия используется для изображения второго, третьего и дальнего планов объемной формы отдельно взятого предмета, т. е. его удаленных частей, а также для изображения второго, третьего и дальнего планов картины в целом.
Мягкий контур в живописных работах образуется в результате сближения соседних различных цветовых пятен либо только по тону, либо только по цвету, либо цветовые соседствующие пятна сближены друг с другом и
по тону, и по цвету, и по яркости одновременно.
Четкий контур в рисунке, т. е. графическом изображении, представляет собой исполнение резкой, яркой, сплошной толстой линией границ формы изображаемого предмета в картине, что ведет к потере объемного изображения предмета и, следовательно, к восприятию предмета в картине как плоской аппликации.
Примером может служить плоскостная живопись Древнего Египта.
Контраст (от итал. contraste — «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеству свойств, различных характеристику способствующее их усилению.
В изобразительном искусстве — это ярко выраженная разница между формами в картине — самое сильное средство художественной выразительности.
Законом контраста хроматических цветов называется повышение цветности красочных пятен в картине за счет сопоставления их с контрастными оттенками.
Законом контраста ахроматических цветов называется повышение цветности красочного пятна в картине под влиянием соседнего серого или черного цвета.
Краевой контраст — фрагмент перелома формы предмета передается усилением контраста света и тени
Мастерство — умение видеть новое в реальной жизни и глубоко анализировать его средствами искусства. Мастерство предполагает свободное владение изобразительно-выразительными средствами и техникой искусства, вне которых не может возникнуть художественное произведение.
Муштабель — специальная палочка для упора руки во время работы
Натура — реальная действительность, служащая предметом изображения для художника. Рисовать с натуры — значит рисовать не по памяти.
Работа с натуры — это чаще всего работа, выполняемая за ограниченный, короткий промежуток времени. Это могут быть и пейзажные этюды с натуры, при часто изменчивой погоде, освещении или подготовительные
портретные этюды с живой, подвижной натуры, когда, наблюдая за портретируемым, необходимо успеть подметить и зарисовать интересные его ракурсы, ухватить и точнее передать освещение в данный момент реальной
действительности.
Натуральный цвет предмета — основной, истинный цвет предмета, который и дает коренное различие между одним предметом и другим.
Небесное освещение — это высокие слои атмосферы. Цвет, тон, яркость небесного освещения меняются в зависимости от времени дня, времени года и в связи со сменой погодных условий.
Оттенок — плавный переход характеристики (качества, свойства...) элемента в сторону усиления или ослабления.
Симметрия (от греч. symmetria — равномерность, соразмерность) — такое строение предмета или композиции произведения, при котором одинаковые, однородные части или предметы повторяются в строго определенном порядке, на одинаковом расстоянии друг от друга, от центральной оси данного произведения или предмета.
Тень— это слабоосвещенные участки в натуре и в изображении. Свет озаряет лишь повернутые к нему поверхности предмета, а противоположные стороны остаются в тени.
При изображении предметов различают тени собственные и падающие.
Собственной тенью называют неосвещенную часть самого предмета.
Падающей тенью называется тень, которую отбрасывает предмет на окружающее его пространство, т. е. на ту плоскость, на которой он находится, а также и на соседние предметы.
Двойная тень - если тень несет в себе тепло-холодные оттенки одновременно.
Тон — степень светосилы цвета, т. е. это некая степень светлости или темности какого-либо цвета.
Тоновая шкала — это все множество ахроматических (бесцветных) оттенков от ярко-белого до глубокого черного цвета показывает нам пределы движения любого цвета от его самого светлого состояния до его самого темного состояния.
Тоновая шкала имеет в себе три раздела: высокий, средний, низкий. Высокий раздел — это набор оттенков очень светлого диапазона, затем — раздел средней темности диапазона оттенков, и наконец, низкий раздел, диапазон оттенков более темных, сумеречных.
Тональные отношения — это степень интенсивности света и тени, дающая нашим глазам возможность различать расстояние между предметами и передавать на плоскости впечатление глубины.
Тоновое пятно — растушеванный, растертый штрих или несколько штрихов, прорисованных на какой-либо поверхности.
Общий тон живописного произведения — собственные тональные границы картины соответствующие диапазону тоновых оттенков изображаемой натуры (натюрморт, фрагмент природы, портрет и т. п.), ее общий тон освещения и воздушной среды.
Перспектива — изменение внешности и видимые сокращения размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз художника.
Линейная перспектива — передача пространственной глубины в картине на основе законов линейно-графического изображения объемных тел на плоскости холста при использовании всех выразительных средств искусства ри-
сунка: тоновые пятна, линии, штрихи,разные виды контура, построение определенных размеров, пропорций, масштабов в элементах картины.
Воздушная перспектива — построение пространственной глубины в картине посредством передачи определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами картины и передачи изменений
оттенка (цветового, тонового, яркостного) и плотности воздушной среды согласно основным планам картины.
Пластика — искусство лепки форм, искусство создания художником с помощью различных живописных приемов особой красоты, целостности и выразительности моделировки решения формы данного предмета, передача изысканности его линий, силуэта, всего богатства цветовых, тоновых оттенков натуры, находящейся либо в статичном положении, либо в движении.
Пластическое единство — особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки формы каждого отдельно взятого элемента (предмета) картины и его согласованность, взаимосвязь со всеми формами, линиями, силуэтами других элементов (предметов) в общей композиции произведения, выражающая единое эмоциональное настроение сюжета.
Общий путь создания произведения— схема движения художественной мысли в изобразительном искусстве, представляет собой движение от идеального представления (первичного замысла) к эскизу, а затем через этюды — к законченной картине.
Работа с натуры — это чаще всего работа, выполняемая за ограниченный, короткий промежуток времени. Это могут быть и пейзажные этюды с натуры, при часто изменчивой погоде, освещении или подготовительные портретные этюды с живой, подвижной натуры, когда, наблюдая за портретируемым, необходимо успеть подметить и зарисовать интересные его ракурсы, ухватить и точнее передать освещение в данный момент реальной действительности.
Составление картины представляет собой создание картины в условиях мастерской, в течение длительного времени, на основе множества уже написанных художником кратковременных пейзажных этюдов, где освещение, тоновые, цветовые отношения уже определены и разработаны, и художник имеет целостное видение будущей картины. При этом художник обычно ведет работу над картиной ,начиная от горизонта (фона) и заканчивая первым планом, с послойной просушкой.
Статичность — состояние покоя, неподвижность.
Цветовая тоника — это цвет, тон воздушной среды картины и фона вокруг центрального сюжетного ядра, это цветовая опора, фундамент всего произведения. Цветовая тоника выполняет главную свою задачу, она оттеняет, подчеркивает, выделяет и обостряет цветовую кульминацию — эмоционально-смысловую вершину произведения.
Фактура красочного слоя картины -это игра цвета на разнице толщины слоя краски. Художнику необходимо заранее рассчитывать фактуру красочного слоя картины, в зависимости от художественного замысла картины.
Фон (от франц. fond – «дно, глубинная часть») — в натуре и в произведении искусства это есть любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе к зрителю, это задний план изображения. Дальний
план произведения изобразительного искусства всегда представлен воздушной средой, с какими-либо изображениями или без изображений.
Форма мазка — это некий модуль, структурная единица написания картины. Форма мазка является одним из важных выразительных средств живописи.Читать здесь
Свежие комментарии